Источник: Юрий Бершидский, для The Insider

Весь 2018 год команда факт-чекеров The Insider внимательно отслеживала и разоблачала недостоверную информацию в российских СМИ и сегодня представляет вашему вниманию 10 самых нелепых и абсурдных фейков.

1. Как Путин придумал 700 заложников ИГИЛ

В 2018 год Путин стал абсолютным рекордсменом России по объему недостоверной информации. По подсчетам The Insider в этом году он вводил россиян в заблуждение со средней скоростью 1 фейк на 20 минут чистого времени выступления. За этот год The Insider насчитал 61 пример очевидной неправды в выступлениях президента. Чаще всего это какие-то случайные числа, которые Путин выдает за экономическую статистику, либо пытается отрицать неприятные факты. Например, Путин заявлял, что Боширов и Петров не имеют отношения к Минобороны (хотя лично вручал им звезды Героев России) или также заявлял, что Евгений Пригожин — обычный бизнесмен, к которому он не имеет никого отношения (хотя взломанная переписка Пригожина свидетельствует об обратном). Но иногда он просто от начала до конца выдумывает истории, как это было, например, в октябре, когда на заседании дискуссионного клуба «Валдай» Владимир Путин, говоря о событиях в Сирии, заявил:

«Сейчас мы видим, что происходит на левом берегу Евфрата. Наверное, коллеги знают: эта территория находится под патронатом наших американских партнеров. Они опираются на курдские вооруженные формирования.

Но они явно недоработали, в нескольких населенных пунктах остались представители ИГИЛ, и они начали в последнее время расширять зону своего присутствия: захватили 130 семей, это почти 700 человек, в заложники.

Наверное, мало кто знает из сидящих в зале, они выдвинули ультиматумы, определенные требования и предупредили, что если эти ультиматумы не будут исполняться, то они будут каждый день расстреливать по 10 человек. Позавчера расстреляли 10 человек, казнили. Они начали исполнять свои угрозы».

Как удалось установить, вся эта история про 700 заложников, полная конкретных деталей, не имела никакого отношения к реальности.

2. Как Мария Захарова придумала цитату Маргарет Тэтчер о том, что в России экономически целесообразно проживание 15 млн человек

По числу попаданий в рубрику «Антифейк» Мария Захарова уступает только Владимиру Путину. То она рассказывает, как в Белом доме принимали Усаму бен Ладена, то неловко пытается высмеять британское расследование отравления Скрипалей, выставляя напоказ свое незнание устройства аэропорта «Гэтвик», но самым ярким примером фейка от спикера МИД было ее выступление о Маргарет Тэтчер. В июне она стала автором исторической сенсации, сообщив следующее: «в ноябре 1991 года в своей речи в Хьюстоне экс-премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер заявила, что «по оценкам мирового сообщества, экономически целесообразно проживание на территории России только 15 миллионов человек».

Беда в том, что, во-первых, в 1991 году Тэтчер не выступала с речью в Хьюстоне. Во-вторых, единственное упоминание подобной «речи» Тэтчер содержится в книге публициста Андрея Паршева «Почему Россия не Америка».

Паршев в своей книге пишет следующее: «Как-то раз мне попалось в звукозаписи какое-то публичное выступление М. Тэтчер по внешней политике. Я уважал и уважаю эту политическую деятельницу, особенно за ее английский язык. Она говорит четко, с оксфордским произношением, простым, понятным языком, это вам не Буш какой-нибудь, со ртом, как будто набитым арахисом. Так вот, говоря о перспективах СССР, она заявила примерно следующее, никак это не пояснив: «На территории СССР экономически оправданно проживание 15 миллионов человек». Я еще раз прокрутил запись, может быть, хотя бы «фифти» («пятьдесят»?). Нет, точно «фифтиин» — «пятнадцать», я не ослышался. Это меня удивило и заинтересовало, ведь Тэтчер не относится к деятелям, склонным к несерьезным высказываниям. Она, на моей памяти, ни разу не брякнула какую-нибудь глупость, от чего не застрахован ни один англоязычный политик, говорящий о России — в этом отношении они все, как на подбор».

Создатель «Лапшеснималочной» Алексей Ковалев обратился в Фонд Маргарет Тэтчер с вопросом, существует ли такое высказывание бывшей главы британского правительства, и кто мог стать первоисточником цитаты, и не было ли это ошибкой перевода. Представитель фонда Тэтчер Крис Коллинс ответил, что цитата — однозначная фальшивка, и таких мыслей Тэтчер не высказывала ни публично, ни в приватной обстановке. Он отметил, что встречал эту цитату в китайских источниках, и пообещал «заняться этой историей, раз уж она в очередной раз всплыла».

3. Первый канал выдал митинг против повышения пенсионного возраста за митинг против индексации пенсий

28 июля на Первом канале вышла новость о митинге КПРФ в Москве против пенсионной реформы. «Митинг против изменений в пенсионном законодательстве состоялся в Москве… Законопроект, который начала рассматривать Госдума, позволит ежегодно индексировать пенсии на уровень значительно выше инфляции», — говорилось в сюжете. О том, что эта инициатива заключается прежде всего в повышении пенсионного возраста, не было сказано ни слова.


Любопытно, миф о том, что пенсионная реформа позволит ежегодно начислять неработающим пенсионерам по 12 тыс. руб., к которому отсылает Первый канал, основан лишь на голословном утверждении вице-премьера Татьяны Голиковой, прозвучавшем практически сразу после объявления о повышении пенсионного возраста. Кстати, о том, что это автоматически проиндексирует ее на уровень выше инфляции, она не говорила, что не удивительно: предсказать, какой будет инфляция через два, три, пять, десять лет просто невозможно. Что касается обещанного роста пенсий, то законопроект о повышении пенсионного возраста никаких подобных гарантий не содержит. Сохраняется сегодняшний порядок, при котором правительство принимает решение об индексации пенсий «по ситуации».

4. О том как немцы бегут в Россию от «пропаганды гомосексуализма»

В июне РИА «Новости» опубликовало материал Игоря Кармазина под заголовком «”Дочку учили лесбиянству“. Почему российские немцы возвращаются из Германии». Начинает Кармазин с такого абзаца:

«Страна идеальных дорог и вкусного пива — жизнь в Германии кажется упорядоченной и обеспеченной. После падения железного занавеса сотни тысяч этнических немцев решились на переезд из постсоветских республик на родину предков. В последние годы, однако, наметилась обратная тенденция — немцы возвращаются в Россию. Переселенцы рассказали РИА «Новости» о причинах неприятия германских порядков».

Ничего похожего, разумеется, не происходит, да и в остальном статья изобилует фейками. Интересно, что фиксация российских СМИ на немецких гомосексуалах, от которых якобы местные жители бегут в духовную Россию — явление не новое. Так, в 2016 году героем российской прессы стал фермер Ойген Мартенс, которого арестовали на сутки за то, что он запрещал своей дочери посещать уроки полового воспитания. После этого Мартенс решил спасти свою семью от тлетворного влияния немецкой школы и, воспользовавшись российской программой переселения соотечественников, переехал в Новосибирскую область. Правда, попробовав жить в духовной России, вернулся в Германию.

5. «Американский аналитик», заявивший в эфире НТВ о провале США в гонке вооружений, оказался певцом и продавцом мыла

В марте программа «Итоги дня» на НТВ была посвящена среди прочего «бурной реакции на Западе», вызванной оглашенным накануне посланием Владимира Путина. Ситуацию на НТВ комментировал Дэниэл Патрик Уэлш, представленный как американский политический аналитик: «Эта истерия связана с тем, что США искренне считали, что в военной сфере опережают Россию. Для тех, кто стоит у руля Америки, было немыслимо, что Россия и Китай могут нас догнать и стать реальной угрозой. Это уже было раньше, когда Штаты хотели разрушить СССР и тратили, тратили, тратили на это деньги. Но теперь совсем другое дело — триллионы долларов, которые американцы вливают в оборонку, пустили по ветру. Это просто полный провал».

Где Уэлш разглядел истерию, он не пояснил. Реакция на послание Путина оказалась довольно слабой. Дональд Трамп не только не сделал никакого публичного заявления, но и не коснулся этой темы даже в твиттере, в американских СМИ реакция также была довольно скупой. Зато сам Уэлш оказался весьма любопытным персонажем.

Дэниэл Патрик Уэлш (или Уэлч, в российских СМИ его фамилию Welch передают по-разному) живет в пригороде Бостона Сейлеме, вместе с женой он содержит частную школу. На своем сайте, где он именует себя «писатель, певец, переводчик, активист — „поющий поэт“», Уэлш торгует диском со своими песнями, написанной не им книгой, критикующей американскую внешнюю политику, а также открытками и мылом.

Гречка-убийца, бегство натуралов из Германии и военная аналитика от продавца мыла: 10 самых нелепых фейков года

Своих книг у этого писателя, по-видимому, нет, но статьи о политике он время от времени публикует — в малоизвестных интернет-изданиях, таких как Truth OutConsortium NewsThird World Traveler. В основном он критикует американскую политику, которую считает милитаристской и экспансионистской. Уэлш сочувствует сепаратистам на востоке Украины, а ее официальные власти называет «хунтой, контролируемой Вашингтоном».

6. Как Госканалы выдали художественный фильм за постановку химатаки «Белыми касками»

В апреле в «Вестях недели» с Дмитрием Киселевым вышел сюжет с «разоблачением» видеодоказательств химической атаки в сирийском городе Дума 7 апреля 2018 года. Человек, которого представили как бывшего боевика группировки «Джейш аль-Ислам» по имени Фарес Мухаммед Майяса, рассказывает, что работал ассистентом режиссера на съемках сфальсифицированного сюжета:

«Мы еще снимали, как дети в квартале были разбросаны: кто в машинах, кто рядом с машинами, кто под машинами. Все они были якобы погибшими. Их лица были желтыми. Мы снимали других людей, которых мы привезли с собою. Мы положили их на землю, брызгали водой, чтобы они выглядели так, как будто бы они действительно пострадали от химической атаки. Мы не смогли снять видео ни с первого, ни со второго, ни с третьего дубля. Пришлось много с ними поработать, чтобы вид у них был на самом деле очень болезненный. Нужно было добиться, чтобы было видно, что человек не играет, а на самом деле сильно болен и говорит правду. У нас это получилось только с пятого или даже с седьмого раза».

Рассказ об этих съемках проиллюстрирован фотографиями, на которых артисты и статисты изображают пострадавших при химической атаке, а члены съемочной бригады деловито дают им указания и держат полотнища, чтобы яркий солнечный свет не испортил кадр. Эти же фото использовал и Первый канал в своем сюжете — с такими же выводами.

Вот только все эти фото были опубликованы еще в 2016 году китайским изданием Global Times, и это был фоторепортаж со съемок художественного фильма. Снимал его тридцатилетний сириец Хумам Хусари, живущий в Великобритании и приехавший на родину, чтобы снять фильм о том, как мирные люди становятся боевиками. Действие его фильма происходит в 2013 году, когда режим Асада обстрелял ракетами с боеголовками, содержащими зарин, контролируемый оппозицией пригород Дамаска Восточную Гуту. У героя фильма погибают жена и ребенок, и у него даже нет времени похоронить их — он должен защищать свой город от правительственных войск.

Хусари был в Восточной Гуте в 2013 году и снимал документальные кадры о войне. Теперь он делает первые шаги в игровом кино. По его словам, сюжет фильма основан на реальных событиях, которым он сам был свидетелем. О выходе его фильма информации нет; по-видимому, он еще не завершен.

The Insider ранее уже писал о том, как «Вести» выдают фотографии со съемочной площадки игрового кино за доказательства того, что видео «Белых касок» — постановочная фальшивка. В тот раз это были съемки фильма мэтра сирийского кино, лояльного режиму Асада. На этот раз к ним в руки попал фоторепортаж о съемках антивоенного фильма начинающего режиссера. Режиссер живет в Британии, и на этом основании «Вести недели» объявили его агентом иностранных спецслужб.

7. Тайна боевой гречки. Как российские телеканалы поверили первоапрельской шутке

2 апреля в программе «Время» ведущий Кирилл Клейменов с блистательным сарказмом принялся обличать британскую прессу:

«В деле Скрипалей появились новые, прямо скажем, шокирующие подробности. Английская пресса работает. Сообщает об утечках. Если ей верить — а как иначе, это же самая объективная пресса в мире — в последние дни обсуждаются две основные версии.

Первая — Скрипали отравились гречкой. Разумеется, отравленную гречку доставили из России. Откуда ж еще? И доставила ее подруга Юлии Скрипаль. Версия, как принято говорить, рабочая. Эмигрантам всегда хочется гречки. Правда, версию с газом придется корректировать. Как вредный аэрозоль может удержаться в гречке? Неясно. Видимо, в России разрабатывается особый вид боевой гречки. Специально для травли шпионов».

В последовавшем за этим сюжете корреспондента Антона Вольского излагалось содержание статьи в таблоиде The Sun: «По традиции со ссылкой на анонимные источники в полиции газета сообщила, что Сергей Скрипаль попросил свою дочь привезти ему c родины поесть гречку, а также лавровый лист и другие специи. Но Юлия забыла и передала просьбу своей знакомой, которая якобы прилетела с мужем другим рейсом». Корреспондент делает вывод: «Версия странная, ведь купить гречку, а уж тем более лавровый лист в Британии не составляет труда. Англичане ее, правда, не едят и называют “русский порридж”, поэтому отравленная каша вполне укладывается в навязываемую версию о русском следе в отравлении Скрипалей».

Еще основательнее подошли к новой версии отравления Скрипалей на канале «Россия 1». Ей посвятили значительную часть дневного выпуска программы «60 минут». О ней рассуждали приглашенные эксперты, а высокотехнологичная студия программы была оформлена соответственно теме: на видеостенах комбайны убирали гречиху, а под ногами участников шоу было огромное вращающееся изображение мешка с гречневой крупой.

Ведущие «60 минут» особо отметили, что опубликовавшая версию о гречке газета — таблоид. Версию разоблачали, потешаясь над несостоятельностью попыток Скотленд-Ярда разглядеть в отравлении российский след. Гость программы, секретарь президиума Центрального совета «Справедливой России» по международным вопросам Александр Романович удивлялся: «Маразм, который там говорят… вот они там пишут, что в гречке что-то… Все давно уже забыли возить что-то из России, там все продается на месте, и гречка там продается так же, как у нас. Эта лажа, которую несут они, она удивляет нормальных людей». Вывод тот же: британские власти придумывают самые нелепые версии, пытаясь опорочить Россию.

Все бы хорошо, но никто не догадался посмотреть на дату публикации в английском таблоиде — 1 апреля.

И это далеко не единственный случай, когда госканалы всерьез ретранслируют пародийную новость. Похожий пример продемонстрировали RT и РИА «Новости». Сначала Telegram-канал RT, за ним — сайт «Р-Спорт» из группы РИА «Новости», потом интернет-радиостанция Sputnik сообщили и принялись комментировать новость о попытке самоубийства информатора ВАДА, бывшего директора Московской антидопинговой лаборатории Григория Родченкова. Эту сенсацию они позаимствовали у сайта пародийных новостей «ИА Панорама»; все подробности происшествия взяты оттуда. Примечательно, что первое сообщение в Telegram-канале снабжено пометкой «Эксклюзив RT».

8. Как НТВ «перевел» датчан, приписав им то, что они не говорили

17 апреля НТВ порадовал российских телезрителей сюжетом «Русские плывут!» о «массовой истерии» вокруг «мнимой российской угрозы» в Дании. Ведущие рассказали о том, что местные власти строят «секретную башню» для слежки за Россией на острове Борнхольм. Башня будет перехватывать сигналы российских подлодок в Балтийском море, чтобы Копенгаген имел точное представление о военных планах России.

Корреспондент НТВ Алексей Петрушко прогулялся по Борнхольму, у которого Россия якобы находится «на переднем фланге» (вероятно, имелась в виду Калининградская область), и отметил, что тамошние улицы пустуют, как будто «местные, испугавшись русских, то ли спрятались по подвалам, то ли из них не выходили».

Затем он взял интервью у владельца местного музея Майкла Мёллера, назвав его «местным активистом», которого в Дании «считают чуть ли не агентом Кремля». Тот якобы рассказал корреспонденту НТВ, что в местном бункере, где в 60-е предполагалось хранить атомную бомбу, «много экранов, аппаратуры, которая наблюдает за русскими кораблями и самолетами», правда, охраняет все это только один человек.

Сам Мёллер, послушав перевод сюжета НТВ, заявил Radio24syv, что точно ничего подобного не говорил.

Вышка Петрушко не впечатлила, поэтому он отправился на станцию прослушки времен холодной войны, ныне превращенную в тот самый музей, и поговорил там с немецким туристом, которого выдал за местного жителя. Бернт Мэдс рассказал, что «бедные датские люди, как и бедные немецкие люди, под давлением вошли в НАТО», и теперь они «фактически должны делать то, что скажут Великобритания и Америка». О том, что Мэдс на самом деле немецкий турист, сообщил владелец музея.

Затем корреспондент НТВ отправился в парламент Дании и поговорил с бывшим министром иностранных дел Могенсом Люккетофтом и экс-министром обороны и депутатом от социал-демократов Ником Хеккерупом. Последнего он спросил, нужны ли ему доказательства причастности России к отравлению Скрипалей в Солсбери. Тот якобы ответил: «Я как парламентарий доверяю своему парламенту».

Хеккеруп также позднее заявил местным журналистам, что его слова перевели неправильно. «Мое заявление в российской версии программы никак не соотносится со словами, которые я произнес. У меня осталось ощущение „фейк ньюс“, злоупотребления и, возможно, намеренно неправильного перевода», — отметил он.

«Эта программа — одна большая манипуляция, наполненная ложью, которая, к сожалению, типична для проводящейся в данный момент „политики пропаганды“. Я дал интервью при условии, что наши цитаты будут использованы осмысленно, а наши заявления — ясно объяснены. Этого не случилось», — заявил Люккетофт. Он добавил, что «российской аудитории так и не пояснили, почему мы боимся агрессивной и непредсказуемой политики Путина».

После того как сюжет осудил и действующий министр обороны Дании Клаус Хьорт Фредериксен, за НТВ решило заступиться посольство РФ в Копенгагене. Их версия оказалась неожиданной: по мнению сотрудников дипмиссии, депутатов, которые пожаловались на то, что их слова переврали, в сюжете вообще не было. На самом деле их вырезали из видео на сайте постфактум, правда забыли это сделать на своем канале в YouTube. 

Тактика псевдо-перевода для создания фейков была взята госканалами на вооружение довольно давно. Так, в 2016 году Первый канал неправильно «перевел» слова активистов, которые протестовали против нового закона о труде. Их представили участниками митингов против мигрантов, которые якобы заявляли о неприязни французов к мигрантам и страхе перед ними, после чего все они заявили, что ничего подобного корреспонденту не говорили.

9. Как «в США признали» превосходство российского истребителя Су-57 над американским F-35

20 июня агентство РИА «Новости» выпустило заметку под названием «Идеальный выбор»: СМИ объяснили, почему Су-57 «несравним» с F-35. В ней приводилась ссылка на некий «военно-исторический журнал» Military Watch, который проанализировал возможности российского истребителя Су-57 и американского F-35 и пришел к выводу, что Су-57 «намного более приспособлен к ведению воздушного боя». «Это отражается в его (Су-57) скорости, высоте полета, датчиках, оснащении ракетами, дальности поражения и маневренности — во всех характеристиках, где более тяжелый российский истребитель обладает превосходством», — говорится в материале. По мнению автора статьи в Military Watch, если Турция обзаведется Су-57 вместо F-35, это приобретение сделает воздушный флот страны «значительно более опасным».

Эту новость тут же подхватили другие прокремлевские СМИ, соревнуясь в красоте заголовка: РЕН ТВ («В США признали превосходство Су-57 над F-35»), Lenta.ru («В США признали преимущество Су-57 над F-35»), «Царьград» («Российский самолет-невидимка захватил умы военных аналитиков США»), «Московский комсомолец»Life«Известия»«Газета.Ru» и URA.Ru.

Меж тем «авторитетный американский журнал» Military Watch, появился только в феврале, и за последний месяц набрал чуть боле 100 тыс. посетителей (у более-менее серьезных СМИ столько обычно набирает 1 материал), причем ссылаются на этот сайт только в России. Доменное имя сайта было зарегистрировано только в феврале 2018 года.

Вот статистика посещаемости сайта:

А вот СМИ, которые ссылаются на него:

Причем ссылаются на него в основном кремлевские издания, и это не удивительно — множество материалов сайта посвящено мощи российского оружия и бессилию Запада перед величием России и Китая. Так, в начале мая «Вести.Ru» (сайт телеканала «Россия 24») процитировали утверждение Military Watch о том, что российский авианосец «Шторм» изменит баланс сразу в трех регионах мира: в Средиземноморье, Арктике и Юго-Восточной Азии. При этом сам корабль планируется построить только к 2025 году. Также этому «американскому сайту» посвящено несколько новостей Sputnik Türkiye — турецкого отделения российского информагентства.

На самом сайте все статьи анонимные, а в разделе «О нас» нет ни слова о владельцах и редакции, однако для журнала об Азиатско-Тихоокеанском регионе The Diplomat пишет некий Абрахам Аит, которого представляют главным редактором Military Watch. В Diplomat его представляют как «военного аналитика, который специализируется на безопасности Азиатско-Тихоокеанского региона и роли авиации в современных военных конфликтах». Никто из западных СМИ больше на «военного аналитика» не ссылается, однако его пустая страничка есть на прокремлевском сайте Russia Insider (не путать с The Insider).

Что же касается сравнения Су-57 и F-35, то здесь в пользу российского самолета не рискуют высказаться даже российские же эксперты: «Сейчас Су-57 не соответствует требованиям пятого поколения по целому ряду параметров: раньше [предъявляли претензии к] двигателю и заметности. Самолет находится в начале жизненного пути. Его еще будут доводить до ума, потом он пройдет модернизацию. Только потом, когда это получится или не получится, можно будет судить о том, насколько он превосходит четвёртое поколение и были ли оправданы затраты», — пояснил авиаэксперт, бывший конструктор ОКБ «Сухой» Вадим Лукашевич в эфире «Национальной службы новостей» в конце мая этого года.

10. Как США производят биологическое оружие в Грузии и травят им туристов

25 декабря Первый канал рассказал о том, что кишечная инфекция, поразившая летом нескольких российских туристов в Грузии, могла быть выведена искусственным путем.

«Наши ученые выяснили, что это за возбудитель, с которым дети приехали сюда в таком тяжелом состоянии. Оказалось, что такого варианта Escherichia coli не описано и не представлено в генбанке. Это вызывает у нас определенные вопросы, на которые сегодня нет ответов. Что говорят наши эксперты — они не исключают искусственного изменения этого штамма», — заявила глава Роспотребнадзора Анна Попова.

Чиновница не называет версию «искусственного изменения штамма» приоритетной. Из ее сообщения также не следует, что кто-то специально создал новый вид кишечного гриппа, чтобы отравить нескольких российских граждан — тем более что на данный момент двое заболевших детей уже приступили к учебе и только один ребенок остается в больнице. Однако Первый канал в своем сюжете умудрился связать этот случай с «лабораторией смерти» в Тбилисском исследовательском комплексе имени Ричарда Лугара, существование которой Кремль и подконтрольные ему СМИ пытаются доказать уже несколько лет.

Безумную теорию о «секретной лаборатории США с биологическим оружием» российские СМИ раскручивают очень давно. Однако в апреле 2018 года она впервые начала звучать на официальном уровне, прежде всего с подачи представителя МИД РФ Марии Захаровой. Таким образом чиновница пыталась ответить на обвинение в отравлении Скрипалей и применение химического оружия на территории Великобритании.

«Вызывает озабоченность масштаб американской деятельности на постсоветском пространстве. США через программы, финансируемые Пентагоном, создают сеть микробиологических лабораторий в Закавказье и Центральной Азии. Наглядным примером является открытие в 2013 г. в п. Алексеевка под Тбилиси лаборатории третьего уровня биологической защиты, которая позволяет проводить эксперименты с возбудителями особо опасных заболеваний. Сейчас это «Исследовательский центр имени Лугара». И понятно, что в таких центрах могут проводиться исследования не только в интересах санитарно-эпидемиологического благополучия населения соседних с нами государств. Поэтому сам факт масштабной медико-биологической деятельности Пентагона именно у границ России вызывает у нас особое беспокойство», — заявила представитель МИД.

С тех пор лаборатория Лугара стала постоянной темой на брифингах Захаровой, а в середине сентября экс-сотрудник КГБ, министр госбезопасности Грузии в 1993 — 1995 гг. Игорь Гиоргадзе представил «доказательства» ее заявлений. После покушения на лидера Грузии Эдуарда Шеварнадзе Гиоргадзе, который был его политическим оппонентом, бежал в Москву. Вскоре после этого прокуратура Грузии обвинила экс-министра в причастности к покушению на Шеварнадзе. С тех пор Гиоргадзе регулярно устраивает пресс-конференции в Москве, где выступает с очередными «сенсационными»  разоблачениями  грузинских властей.

11 сентября, вскоре после того, как в Великобритании назвали имена двух сотрудников ГРУ, подозреваемых в отравлении Скрипалей, Гиоргадзе на своей очередной пресс-конференции рассказал о том, что американские военные проводят испытания биологического оружия над людьми в грузинской лаборатории под видом обеспечения больных людей различными лечебными вакцинами. В доказательство своих слов он продемонстрировал якобы переданные ему из Грузии документы о массовой гибели пациентов в декабре 2015 года, пообещав опубликовать их впоследствии. Кроме того, он представил чертежи «беспилотника, способного рассеивать в воздухе зараженных насекомых для нейтрализации войск противника».

В Минобороны РФ эти сведения назвали «вопиющими». После «проверки» документов, представленных Гиоргадзе, начальник войск радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ) генерал-майор Игорь Кириллов заявил, что «США развернули масштабную военно-биологическую программу в соседних с Россией государствах» — в частности, «на территории Украины, Азербайджана и Узбекистана». Об «опасных разработках», проводящихся в лаборатории Лугара, говорил даже Владимир Путин на ежегодном заседании клуба «Валдай» в октябре.

И в Вашингтоне, и в Тбилиси эти обвинения назвали абсурдными. Официальный представитель Министерства обороны США Эрик Пахон напомнил, что Центр Лугара принадлежит Национальному центру по контролю заболеваний и общественного здравоохранения Грузии, а не Соединенным Штатам. Сама лаборатория неоднократно предлагала представителям России и специалистам Всемирной организации здравоохранения провести свою собственную проверку помещений. Однако в МИД РФ назвали это мероприятие «пропагандистским фарсом» и отказались от посещения центра.

Позже Гиоргадзе выложил все «документы» в публичный доступ. Это оказались обычные медицинские справки о смерти больных гепатитом C. 73 человека умерли в процессе лечения в течение девяти месяцев в 2015—2016 годах. В лаборатории их лечили вовсе не «биологическим оружием», а препаратами Harvoni и Sovaldi (софосбувир). Sovaldi был одобрен Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA) в декабре 2013 года и включен во все стандарты лечения хронического гепатита С. В первый год после своего запуска он стал самым успешным препаратом по объему продаж за всю историю фармотрасли. Он одобрен в 65 странах мира (в том числе в России), им воспользовались уже более 1 млн пациентов. Harvoni также был одобрен FDA в 2014 году и является одним из самых надежных лекарств против гепатита C. Единственная проблема этих препаратов в том, что они невероятно дорогие: Минздрав РФ даже предлагал выдать принудительную лицензию производителю софосбувира — Gilead, чтобы передать права на производство какому-нибудь другому производителю, который сделает его дешевле.

Когда журналист BBC обратил внимание Марии Захаровой на то, что документы, представленные Гиоргадзе, не являются доказательствами, она ответила: «Вы знаете, если у вас сейчас нет доказательств, это не значит, что их нет вообще».

Источник: Юрий Бершидский, для The Insider

Над материалом работали: Юрий Бершидский, Ива Цой