«В обход Украины» и «надежность»: что российские СМИ говорят о «Северном потоке -2»

В начале марта между Украиной и Россией разгорелась новая «газовая» война. Газпром не поддержал решение Стокгольмского арбитража от 28 февраля по делу о транзите газа и отказался поставлять газ Украине. Украинский Нафтогаз, со своей стороны, заявил о начале процедуры изъятия активов Газпрома в качестве компенсации за невыполнение последним «стокгольмского» решения.

Завершение судебного спора между энергетическими компаниями Украины и России активизировало дискуссии о будущем «Северного потока – 2», строительство которого российский газовый монополист планирует завершить через несколько лет.

Газпром активно продвигает газопровод, утверждая, что он поможет Европе избавиться от транзитных стран, в первую очередь Украины, и снизить цену доставки газа. Со стороны Европы партнерами проекта выступают несколько европейских компаний – Engie, OMV, Uniper, Wintershall, Shell. Против проекта – страны Восточной Европы, в первую очередь Украина, Польша, Литва, Латвия, Эстония, Словакия, а также США.

Очередная волна активности публикаций началась в конце февраля, когда российские СМИ начали убеждать читателей и зрителей в том, что «Северный поток – 2» получил поддержку со стороны Европы и что судьба доставки газа из России по северному маршруту уже решена.

Одним из таких материалов стала новость, опубликованная изданием РИА новости, с заголовком «Германские концерны выступили против Украины и Польши». Российское медиа ссылаются на заявление, которое подписали главы трех энергетических компаний ЕС – Uniper, Wintershall и OMV. В этом заявлении они настаивают на том, что «энергобезопасность Европы не должна становиться игрушкой американской энергетической политики» и что «строительство трубопровода означает диверсификацию существующих путей». Журналисты сделали вывод, что «крупный энергетический бизнес Старой Европы окончательно и бесповоротно определился в вопросе о русских газопроводах» и таким образом поставил точку.

 

Скриншот сайта РИА Новости

Заявление этих энергетических компаний также распространили такие издания, как Царьград, NewsFront, Ukraina.ru

Однако, следует упомянуть, что позиция этих компаний была известна заранее. К тому же, они являются инвесторами компании Nord Stream 2 AG, которая является управляющей компанией по строительству «Северного потока-2». 

 

Сайт Ukraina.ru, ссылаясь на комментарий директора Центра политической информации Алексея Мухина, пишет, что «европейские страны хотят развивать тесное сотрудничество напрямую с Россией вместо управления украинской ГТС».

В этом же материале Мухин заявил о политизированности решения Стокгольмского арбитража: «вердикт был политизированным и преследовал определенные задачи». Он также прогнозирует, что «Северный поток – 2» превратит Украину в «дополнительный маршрут поставок российского газа», а украинская ГТС потеряет актуальность в случае запуска «Северного потока – 2».

Стоит отметить, что в 2017 году «Нафтогаз» подписал меморандумы о возможном сотрудничестве при использовании ГТС Украины с 4 европейскими компаниями: Eustream (Словакия), Snam (Италия), Gazunie (Нидерланды) и GRTgaz (Франция).   

С другой стороны, в материале за 15 марта Ukraina.ru публикует статью с прямо противоположным смыслом. Так, в статье говорится о том, что европейские компании «жаждут взять на себя» транзит через Украину.

Пропагандистские СМИ также активно перепечатывали заявление помошника Госсекретаря по энергетической дипломатии Сандры Оудкирк о том, что блокировка «Северного потока – 2» не повлияет на внешнюю политику России. Об этом написали ФАН, Звезда, РИА-Новости, Газета.ру, Regnum, Sputnik,  РЕН, RT. На Lenta.ru еще добавляют, ссылаясь на Оудкирк, что представительница Государственного департамента США согласилась с тем, что блокировать проект не нужно. «Администрация не считает, что это хорошо», — цитирует российское издание американского дипломата.

В то же время, сама Оудкирк заявила, что и в администрации Трампа, и во внешнеполитическом ведомстве считают проект геополитическим и он негативно повлияет на энергетическую безопасность Европы. Она также напомнила, что в 2017 году Конгресс принял закон о санкциях в его отношении и что в этом вопросе был консенсус среди демократов и республиканцев.  

 

Видео выступления Оудкирк на дискуссии в Atlantic Council

Одна из самых популярных характеристик «Северного потока – 2», которая присутствует в российских СМИ – «надежность». В материале «Немецкий футбольный клуб энергично рекламирует надежный «Северный поток – 2» рассказывается как «надежную энергию для Европы» рекламирует немецкий футбольный клуб «Шальке-04», принадлежащий Газпрому.

Скриншот сайта Украина.ру

PolitNavigator пишет, что Украина потеряет «транзит газа, нефти и груза». В издании настаивают, что Украина не смогла смириться с «Северным потоком – 2» и «профукала возможность транспортировки» газа.

С другой стороны, журналисты пропагандистского ресурса уверены, что «Северный поток – 2» поставил крест на ГТС: «ГТС, которая окажется ненужной, уже фактически отдали в управление европейцев». При этом утверждая, что и «Северный поток – 2», Турецкий поток» строятся «усиленными темпами».

Также PolitNavigator распространило информацию о том, что «США хотят распилить украинскую ГТС» и Вашингтон на самом деле заинтересован в строительстве «Северного потока – 2». При этом в тексте подается только комментарий политолога Дмитрия Джангирова. С другой стороны, Радио Свобода публикует комментарий американского дипломата Джона Маккарика, в котором тот утверждает, что США «не видят возможности того, что строительство «Северного потока – 2» будет завершено». 15 марта 39 сенаторов США призвали блокировать «Северный поток – 2».

Телеканал Царьград также доносит до своей аудитории мысль о том, что судьба «Северного потока – 2» уже решена. Вот только два примера: «Газовый маневр в обход Украины: Москва выбивает основу из-под киевского режима» и «Нафтогаз» не заставит «Газпром» вернутся на Украину: Строительство «Северного потока – 2» будет завершено».  Ресурс настаивает на том, что РФ будет строить газопроводы в обход Украины, чтобы не «спонсировать экономику Украины».

Скриншот сайта Царьград

Еще один популярный нарратив – обеспечение безопасности поставок с помощью «Северного потока – 2». Об этом говорится и в сюжете на телеканале Россия 24. Кроме этого, в российских медиа популярно утверждение о том, что «европейские компании получат дешевый газ».

Ведущий YouTube-канала NewsFront Сергей Веселовский заявил, что газ по «Северному потоку – 2» «получается дешевле». Далее он говорит, что российский газ для Германии получится в «2-1,5 раза дешевле», но Германия отказывается от него «под давлением США». Такую информацию подает своим читателям также Царьград.

 

Следует упомянуть, что пропагандистские СМИ пытаются выставить украинскую ГТС в невыгодном свете, как «устарелую и ненужную». Так, Сергей Веселовский заявил, что украинская ГТС через полтора года (то есть после завершения действующего контракта на транзит газа) может быть «вообще никому не нужна, кроме приемщиков металлолома». Главный редактор пропагандистского ресурса Ukraina.ru Искандер Хисамов соглашается с ним: «ГТС Украины умрет».

Эту тенденцию к освещению вопроса поддерживает и главный международный рупор Кремля — RT. В последнем выпуске о «Северном потоке – 2» медиа компания подает комментарий депутата немецкого Бундестага Йоахима Пайффера, в котором тот утверждает, что «Северный поток – 2» принесет диверсификацию в поставки газа» в Европе.

В свою очередь, Федеральное агентство новостей успело  назвать проект «самым успешным проектом РФ».