«Время» объявило фальшивкой видео с «племянницей российского олигарха», из-за которого сменилось правительство Австрии. Но видео подлинное

Источник: Юрий Бершидский, для The Insider

В программе «Время» вышел сюжет Ивана Благого о прошлогоднем скандале, из-за которого отправилось в отставку правительство Австрии. Тогда был опубликован фрагмент видеозаписи, в котором лидер ультраправой Партии свободы Хайнц-Кристиан Штрахе за несколько месяцев до выборов, в результате которых он стал вице-канцлером, разговаривает с женщиной, представившейся родственницей российского олигарха. В сюжете Благого говорится:

«Манипулируя фактами. В Австрии спустя почти полтора года обнародованы новые выдержки разговора вице-канцлера Хайнца-Кристиана Штрахе. Публикация первых фрагментов привела к отставке всего правительства и разговорам о „русском следе”. Сам Штрахе был вынужден уйти с поста лидера правящей партии. И вот теперь, после изучения почти семи часов видео, стало очевидно, что никакой „руки Москвы” в этом деле не было.

Теперь уже вообще мало кто что понимает. А ведь насколько очевидным все казалось. На столе бутылка водки, за столом якобы племянница российского олигарха и самый настоящий вице-канцлер Австрии обсуждает с ней передачу госконтрактов в обмен на поддержку на выборах. В прошлом году это видео оставило альпийскую республику без правительства. А теперь выясняется, не все так однозначно. Главный герой Хайнц-Кристиан Штрахе во время встречи с якобы богатой русской, а на самом деле подсадной уткой, на предложения нарушить закон, оказывается, упорно отвечал отказом.

— Нет, нет. Я хочу спать спокойно. Я хочу встать утром и сказать: „Я чист”.

Вот уже несколько недель в Австрии публикуют все новые и новые пассажи из более чем семичасового видео, записанного еще в 2017 году на вилле на испанском курорте.

В прошлом году компромат попал к журналистам немецких изданий Süddeutsche Zeitung и Der Spiegel, те выстрелили серией статей, а теперь Штрахе обвиняет их в манипуляциях и в заговоре.

„Этим заговором, по-другому я не могу это назвать, они свергли хорошо работающее федеральное правительство из-за рубежа”, — говорит он.

Особую пикантность добавлял мнимый „русский след”. Вот, например, CNN тут же начал показывать фотографии Кремля сопровождая их комментарием про руку Москвы. <…>

Так что же такого наговорил изрядно выпивший Штрахе и про кого? Известно, что оппозиция копает под партию действующего канцлера Себастьяна Курца. Про мнимый русский след в этой истории, похоже, окончательно забыли, но вот осадок, как говорится, остался».

Австрийская газета Österreich опубликовала полную расшифровку скандальной видеозаписи, и в ней Штрахе категорически отказывается брать деньги от предполагаемого российского олигарха. Но это вовсе не означает, что политик — невинная жертва грязной провокации и что в истории совсем нет никакого «русского следа».

Штрахе говорит якобы собирающейся открыть бизнес в Австрии «родственнице олигарха Макарова», которая на самом деле оказалась нанятой боснийской студенткой:

«Вам надо будет основать такую компанию, как Strabag, и она получит все госконтракты, которые сейчас получает Strabag. Потому что мне действительно не нравится этот Хазельштайнер <Ханс Петер Хазельштайнер — крупный акционер и бывший гендиректор австрийской строительной компании Strabag. — The Insider>».

А в связи с планами приобретения «Макаровой» австрийской газеты Kronen Zeitung Штрахе говорит ей:

«Когда газета будет ваша, мы соберемся и откровенно поговорим… Вот этих троих или четверых надо будет оплевывать».

То есть Штрахе, хоть и повторяет несколько раз, что хочет остаться чистым, что коррупции во власти при нем не будет, предлагает «россиянке» коррупционную сделку: ее газета разместит компромат на его политических противников, а он, придя к власти, гарантирует ее компании госконтракты.

Редактор отдела расследований Süddeutsche Zeitung Бастиан Обермайер по этому поводу заметил, что в новых материалах, которые якобы должны оправдать Штрахе и его заместителя Йохана Гуденуса, «нет ничего нового и никого они не оправдывают», а заявления Штрахе о том, что он не сделал ничего противозаконного, «находятся в резком противоречии с его поведением на острове Ивиса». Журналист особо подчеркивает, что Штрахе больше шести часов вел переговоры с женщиной, явно собиравшейся его подкупить.

Пророссийский немецкий публицист Александр Рар в сюжете Благого заявляет:

«На самом деле должна была прийти фаза, где хотя бы кто-либо извинился бы и сказал бы, что ложный русский след был. Но промолчали».

Русский след в этой истории действительно был ложным, но об этом не догадывался Штрахе, когда предлагал предполагаемой родственнице олигарха госконтракты в обмен на дискредитацию политических противников. И как только выяснилось, что «россиянка» была подставной, этого не стали скрывать опубликовавшие видео журналисты из Süddeutsche Zeitung и Der Spiegel.

Корреспондент программы «Время» Иван Благой известен как автор нашумевшего фейка 2016 года о берлинской 13-летней девочке русско-немецкого происхождения, якобы похищенной и изнасилованной арабами-беженцами. Берлинская полиция установила, что ни похищения, ни изнасилования не было. Ему же принадлежит запоминающийся сюжет о бомбардировке Дрездена в 1945 году, где он повторил геббельсовский миф о том, что американские ВВС разрушили мирный город, населенный в основном женщинами, детьми и стариками.

Источник: Юрий Бершидский, для The Insider