Не так давно российское телевидение пыталось создать «картинку» о том, что сепаратистов на востоке Украины поддерживают в крупнейших европейских столицах. Один из телерепортажей сообщает даже о «массовых митингах» в их поддержку. Тем не менее, в действительности все несколько иначе, заявляет Би-Би-Си.

«В центре Мадрида был проведен митинг в поддержку мирных инициатив в Украине», — так 26 июня объявил ведущий новостей государственного канала Россия 24. Он  сообщил, что у демонстрантов были плакаты, призывающие спасти «Украину от ее нынешней власти» и указывали на то, что под руководством президента Петра Порошенко была создана система «ложной демократии и тирании».

Закадровый голос ведущего для зрителей сопровождался кадрами толпы из, на первый взгляд, нескольких сотен человек, которые накануне прошли с песнями по Пуэрта-дель-Соль (центральная площадь Мадрида). Многие из них несли в руках плакаты, баннеры и красочные флаги.

Наблюдательность

Но один из проницательных обозревателей Би-Би-Си почуял подвох. Если целью митинга было осуждение украинского правительства и поддержка идей сепаратистов (как позднее это было представлено в телевизионных репортажах), то почему нет соответствующих символов и лозунгов?

На плакатах, которые показали в отчете на канале Россия 24, указывались требования «всеобщей справедливости», упоминались «закрытые могилы» и «открытые раны». Но на них нет упоминаний об Украине.

Россия 24

Россия 24

Что касается флагов, то они не были связаны с символикой сепаратистов в Украине. Это были красный, желтый и фиолетовый — цвета испанской республики.

Испанский пользователь разместил в Твиттере фотографию того же события, на которой видно большой баннер со словами «Против Безнаказанности. Солидарность с жертвами времен диктатуры генерала Франко». Этот баннер несут несколько демонстрантов.

-

Таким образом, эта демонстрация не имела ни малейшей связи с событиями в Украине, а была одним из регулярных собраний людей по четвергам, объединенных требованием справедливости для жертв фашистского режима генерала Франко.

Более поздние отчеты других телеканалов, которые попытались повторить обман, совершенный Россией 24, еще более явно продемонстрировали пророссийское участие.

Основной государственный канал Россия 1 показал крупным планом плакаты с лозунгами об Украине на испанском и английском языке. На одном из них сообщалось о том, что Украина без ее нынешних лидеров была бы «Украиной без фашизма».

Более дальний план мимолетно (и скорее всего, невольно) показал, что этот плакат был прикреплен к каким-то рельсам в центре Пуэрта-дель-Соль и выглядел абсолютно случайным на фоне общей темы митинга.

Массовые митинги?

Этот митинг 25 июня, направленный на поддержку украинских сепаратистов, был не единственным. Если верить московским центральным каналам, принадлежащим правительству, то в Европе было проведено много «массовых митингов».

Помимо описанного ранее события в Мадриде, центральное телевидение рассказало о «десятках людей», которые собрались возле российского посольства в Берлине для того чтобы «выразить России благодарность за гуманитарную помощь» населению Донбасса.

5 канал

5 канал

Но сообщение ведущей не возымело эффекта из-за изображения на экране. Вместо «десятков», о которых она говорила, можно было увидеть всего семь или восемь персон с флагами и баннерами, которые указывали бы на связь с сепаратистами.

Второстепенные детали

Российское телевидение регулярно использует множество уловок, которые помогают ввести в заблуждение зрителей: начиная от избирательного подхода к подбору газетных материалов, заканчивая представлением второстепенных деталей как базовых.

В интервью для либерального вебсайта Медуза бывший корреспондент НТВ в Берлине Константин Голденцвайг раскрыл часть информации о том, что его руководство регулярно давало задание взять интервью у про-путинских политиков; даже при условии, что они были весьма незначительными фигурами в Германии. Этот разговор состоялся вскоре после того, как Голдентсвейг был уволен с НТВ из-за данного им интервью для немецкого телевидения, в котором он говорил о «цинизме» Путина и предполагал, что тот хотел бы сохранить нестабильность в Украине.

Еще одним недавним примером склонности российского государственного телевидения искажать настроения в Европе стала серия репортажей, создающих впечатление, что проход американских войск и танков в марте через Чехию вызвал «массовые протесты».

blesk.cz

На самом деле, как сообщил чешский сайт новостей iDnes, коммунисты и радикальные националисты, которые осудили американские войска, были «каплей в море» по сравнению с тем количеством людей, которые вышли для того чтобы посмотреть на них и поприветствовать.

Опрос, проведенный чешским телевидением, показал, что всего 17% жителей возражали против американского конвоя, в то время как 82% не видели в этом ничего страшного.

Источник: BBC.