Фейк: В Закарпатье СБУ начала репрессии против венгров

Ряд СМИ, среди которых Утро.ru, Голос.UA , ТАСС , Украина.ru, недавно опубликовали материалы о том, что на Закарпатье венгры якобы создают автономию, а СБУ преследует и задерживает их за это.

К примеру, российское издание Украина.ру cо ссылкой на Голос. UA пишет, что «лидеры Венгерской общины Михаил Товт и Иосиф Борто организовали установку на въезде в Виноградовский и Береговский районы Закарпатской области стел с текстом на языке национального меньшинства. Надписи гласят: «Виноградовский район. Венгры приветствуют вас» и «Береговский район. Земля венгерского языка».

Скриншот сайта Голос UA
Скриншот сайта ТАСС

Но, во-первых, две самые большие организации (Общество венгерской культуры «Закарпатье» и Демократический союз венгров Украины), которые представляют венгерское национальное меньшинство в Закарпатье, отрицают, что эти стелы установили от их имени. Во-вторых, они отмечают, что в надписях на них допущены ошибки и скорее всего текст был переведен на венгерский с помощью компьютерного переводчика.

Демократический союз венгров Украины выступил со следующим заявлением: «В последние дни неизвестные лица на территории Береговского и Виноградовского районов разместили, смонтировали информационные стелы о якобы «защите венгерского языка». Пестрая цветовая гамма, неграмотное изложение текста свидетельствуют о том, что их заказчики и исполнители не являются выходцами из закарпатской венгерской среды», — говорится в сообщении.

В Обществе венгерской культуры «Закарпатье» так же осуждают провокации против венгров в этом регионе, призывают правоохранительные органы найти виновного, а СМИ – не распространять фейковую информацию.

На канале в YouTube появилось видео с установленными псевдо-венгерскими стелами. Показательно, что его распространили с аккаунта Hírek Ukrajna, на котором это видео оказалось единственным. Позже, на этом канале появилось видео заседания Береговской районной рады, а к предыдущему видео ограничили доступ. Это вызывает подрозрения, что канал в YouTube был создан специально для распространения этого видео со стелами.

 

Позже Служба безопасности Украины выступила с сообщением о том, что структуры страны-агрессора планировали использовать конференцию представителей нацменьшинств, которая должна была состояться в Ужгороде, для объявления призывов о предоставлении области автономного статуса. Эти лозунги должны были столкнуть патриотические силы с представителями национальных меньшинств края.

«Кроме этого, в рамках российской провокации, в трех районах области ночью несанкционированно размещены агитационные конструкции с надписями на венгерском языке. В связи с тем, что эти баннеры устанавливались без разрешений органов исполнительной власти, они были демонтированы коммунальными службами. Установлено, что демонтированные агитационные материалы были изготовлены полиграфическим предприятием Киева по заказу лиц, поддерживающих контакты с российскими информационными центрами. Никакие местные организации к изготовлению и размещению этих материалов отношения не имеют», — сообщает пресс-служба СБУ.

Также 18 мая сотрудники СБУ задержали мужчину, который должен был обеспечить видеосъемку провокаций в Закарпатье. Во время беседы с оперативниками спецслужбы он сообщил, что за 10 000 гривен получил заказ на подготовку тенденциозных материалов от лица, которое пользуется телефоном российского оператора сотовой связи. По его словам, он неоднократно выполнял заказы с РФ, в частности по освещению событий 2 мая в Одессе.

Но даже после опровержения ложной информации российские СМИ продолжают распространять фейки на данную тему.

Так, издание Украина.ру пишет, что в Закарпатье СБУ начало проводить обыски и задержания активистов венгерских национальных меньшинств и журналистов. Якобы задержан глава Береговского райсовета Йосиф Шин по подозрению в сепаратизме.

Скриншот сайта Украина.ру

Однако глава Закарпатской Областной государственной администрации Геннадий Москаль на своем официальном сайте указал, что в день публикации фейка они с самим Йосифом Шином только посмеялись над этой несостоявшейся «сенсацией».

«Самое смешное, что российские центральные СМИ распространили эту «сенсацию» как раз тогда, когда мы вместе с Й.Шином отмечали 954-летие создания Берегово. Поэтому единственным результатом этой информационной диверсии стало то, что мы с «арестованным» Й.Шином посмеялись над неуклюжестью русских и выпили хорошего вина за дружбу между украинцами и венграми», — говорится в сообщении.