Как российские СМИ “оценили” местные выборы в Украине

Они акцентировали свое внимание на провале президентской партии, успехах “Оппозиционной платформы”, разочаровании украинцев в нынешней власти, а также на том, что раздел страны усиливается. Таковы главные итоги анализа StopFake реакции российских СМИ и экспертов на местные выборы в Украине. Не обошлось и без привычных нарративов о диктатуре в стране и отсутствии единства. 

“Зеленский теряет регионы Украины”

Одним из основных акцентов прокремлевских СМИ в новостях о результатах местных выборов в Украине была “утрата партией Зеленского своих возможностей, как и лимита доверия со стороны украинцев”. Этим же российские СМИ объясняли и низкую явку на местных выборах. По мнению российских политологов на RT, “граждане осознали, что нынешняя власть лишь эксплуатирует “банальные популистские лозунги”. 

При этом результаты “Слуги народа” могли бы быть и выше, если бы “глава государства и его единомышленники смогли выполнить свои обещания — решить вопрос с Донбассом и нормализовать отношения с Россией”. 

Продвигается и уже привычный за годы информационной войны пропагандисткий нарратив о том, что Украина не является единой страной. 

“Голосование лишний раз продемонстрирует то, что Украина не является страной, единой в политическом смысле: то, что считается приемлемым на западе страны, не воспринимается на востоке, и наоборот”, — заявил первый замглавы комитета Госдумы по делам СНГ Константин Затулин. 

Также на сайте “Известия” появилась новость — “Политолог заявил о разделении Украины на “25 удельных княжеств”, в которой говорится, что в результате выборов “стала очевидна “фрагментированность” Украины.  

“Эти выборы показали, что вновь вернулось разделение страны на восток и запад”, — заявили на Радио Sputnik

“Итоги голосования не связали страну, как это было на прошлых выборах, а напротив, разобщили, поскольку главный тренд происходящего — регионализация. Регионы «откусили» куда больше власти, нежели имели до сегодняшнего дня. Этот процесс идет уже не первый день. Страна разбредается по окраинам и связано это не только с выборами, но и с эпидемией”, — комментируют на Ukraina.ru.

RT
Скриншот — vz.ru

Скриншот — iz.ru

“Элемент выздоровления украинского общества”

Параллельно с критикой нынешней власти, российские СМИ отмечали успехи “Оппозиционной платформы” и пророссийских политиков во время местных выборов. Так, на сайте “Взгляд” опубликовано мнение политолога Михаила Погребинского, который заявил: “Если Александр Попов после официального подсчета голосов составит конкуренцию Виталию Кличко во втором туре выборов мэра Киева – это можно расценить как элемент выздоровления украинского общества”. 

Подобная риторика и на Ukraina.ru: “Первый тур выборов мэра Киева показал, что в столице Украины еще есть “антитела” западноукраинской” диаспоре. Однако результаты Попова свидетельствуют: этих “антител” — чрезвычайно мало”. 

Использовался и нарратив о “внешнем управлении Украиной”: “Прошедшие выборы стали первым шагом к восстанию против «внешнего управления» страной коллективным Западом, попыткой самоорганизации местных общин и возвращения Украине субъектности” (riafan.ru).

Скриншот — iz.ru

“Грубые нарушения”

Критиковали и сам процесс выборов — что якобы “ряд грубых нарушений, допущенных в процессе народного волеизъявления, подрывает доверие к избирательной системе в стране в целом”. Хотя напротив по оценке наблюдателей и правоохранителей, те нарушения, которые были, не смогли существенно повлиять на волеизъявление украинцев. Также наблюдатели ОБСЕ отметили, что выборы в Украине в целом прошли “прозрачно и спокойно, с соблюдением всех необходимых процедур”

Оценивая проведение выборов в Украине, российские эксперты также используют уже привычный нарратив о “диктатуре” и “госперевороте”.

“Директор Института политических исследований, член Общественной палаты РФ Сергей Марков в эфире Медиагруппы “Патриот” заявил, что в условиях политической диктатуры, которая установилась на Украине после государственного переворота 2014 года, сложно оценивать какие бы то ни было выборы в соседнем государстве как демократичные и представительские”, — пишет “Федеральное агентство новостей”

Опрос Зеленского и Будапештский меморандум

Также прокремлевские СМИ не упустили из виду и обсуждение опроса, инициированного украинским президентом в день выборов. Отдельное внимание уделили вопросу о Будапештском меморандуме (среди 5-ти вопросов украинцев хотели спросить: “Поддерживаете ли вы право Украины на использование гарантий безопасности, определенных Будапештским меморандумом для возобновления ее государственного суверенитета и территориальной целостности?” — прим.ред.).  

Так на RT отметили: “Будапештский меморандум так и не был ратифицирован государствами-участниками. В Москве исходят из того, что Киев добровольно отказался от ядерного оружия, а в Вашингтоне указывают на то, что документ носит преимущественно рекомендательный характер”. В кремлевских СМИ периодически интерпретируют Будапештский меморандум так, как это выгодно российской стороне . StopFake также опровергал фейки о том, что это Украина якобы нарушила условия этого документа. Тем не менее, в США не заявляли о том, что этот меморандум носит рекомендательный характер, и продолжают настаивать на восстановлении территориальной целостности Украины. 

Появление такого вопроса в опроснике эксперты в российских СМИ объясняют тем, что таким образом в Украине можно будет открыть военную базу США или Великобритании. Хотя сами же неоднократно утверждали, что такой опрос не несет никаких юридических последствий.  

В целом местные выборы в Украине стали для российских СМИ очередным информационным поводом, чтобы используя уже привычные для аудитории пропагандистские нарративы, дискредитировать избирательный процесс в Украине, а также в очередной раз “пообещать”, что Украина вот-вот развалится.