В конце июля российский телеканал LifeNews сообщил новость «Киев будет переманивать ополченцев через американскую программу USAID», где были опубликованы копии документа о программе «Рука помощи» американского федерального агентства USAID.

Автором письма, датированного 8 июля 2015 года, LifeNews называет министра Кабинета Министров Украины Анну Онищенко. Документ адресован ряду украинских министров, главе СБУ, главам Донецкой и Луганской ОГА. В письме говорится, что USAID собирается внедрять «Национальную программу амнистии и социальной адаптации для перемещенных лиц из районов зоны Антитеррористической операции «Рука помощи».

Далее в документе предлагается из представителей профильных министерств и заместителя главы СБУ сформировать рабочую группу для «создания окончательного текста Национальной программы «Рука помощи». В конце перечислены предложения по «базовым положениям Программы».

lifenews

Скриншот сайта LifeNews

Копия документа LifeNews. Страница 1

Копия документа LifeNews. Страница 1

Копия документа LifeNews. Страница 2

Копия документа LifeNews. Страница 2

Эту новость широко распространили российские и сепаратистские СМИ. В частности, trud.ru, ukrop.dn.ua, izvestia.ru, utro.ru, tribuna.ru, infoodessa.com и другие.

Скриншот сайта Известия.ру

Скриншот сайта Известия.ру

Скриншот сайта trud.ru

Скриншот сайта trud.ru

В USAID на информационный запрос StopFake ответили, что у них нет программы «Рука помощи»  и этот документ — подделка.

«Информация, изложенная в статье [новость LifeNews, — StopFake], которой вы поделились с нами, не соответствует действительности. У USAID нет программы под названием «Рука помощи», — ответил Джонатан Лелли, пресс-секретарь Посольства США в Украине.

В Кабинете Министров Украины тоже заявили, что такого документа не существует, а также указали StopFake на ряд моментов, которые свидетельствуют о фальшивости показанного письма:

1) В документах такого рода (резолюция Секретариата Кабинета Министров Украины), как правило, ставят штрих-код с номером, который нужен для отслеживания обращения документа.

2) Поскольку такой документ был бы написан и распространен в Украине, в обращении писали бы «Министру внутренних дел», а не «Министру внутренних дел Украины».

3) Согласно правилам, отличается формат написания имен людей, к которым обращаются в резолюции. Обычно пишут фамилию, а потом инициалы. То есть, правильно было бы Стецю Ю.В., а не Ю. Стецю, как в документе Lifenews.

4) При упоминании закона, согласно принятым нормам, вначале пишут «Закон Украины», потом его название, номер и дату вступления в силу. Документ, предоставленный LifeNews, подает эти данные в другом порядке, а информация о том, от какого числа Закон, и вовсе отсутствует.

5) И основная ошибка: согласно правилам субординации, Секретариат Кабинета Министров Украины не может давать поручения министрам. Это может делать только Премьер-министр Украины.

В документе, продемонстрированном на Lifenews, отмечаются также другие мелкие несоответствия правилам составления документов в Кабинете министров Украины. Это свидетельствует о фальшивости данного письма.

Вы можете также посмотреть эту новость в видео формате, в выпуске StopFakeNews #73