Немецкий вебхостер Hetzner помогает Роскомнадзору в цензуре

Некоторые компании Западной Европы умышленно или непредумышленно содействуют цензуре Роскомнадзора. Недавно Роскомнадзор добрался до одного немецкого вебхостера. О том, что из этого получилось, читайте в статье корреспондента онлайн-редакции немецкого еженедельного журнала «Spiegel» Морица Гатманна:

Государственные органы России стараются изменить разнообразие средств массовой информации так, чтобы они соответствовали желаниям правительства Путина. Случай, описанный ниже, наглядно показывает, как действует Роскомнадзор, а также демонстрирует, что даже в Германии Роскомнадзор находит послушных помощников для своих цензурных промыслов.

Популярный украинский новостной портал под названием «Glavcom» несколько дней назад опубликовал статью с заголовком: «Привет Путину: Сибирь хочет отделиться от Москвы». В этой статье речь идёт о группе людей, которые в шутку выступают за федерализацию Сибири. Федерализация — это слово, на которое Кремль, как минимум в отношении России, сейчас реагирует очень чувствительно. В то же время, прячась за лозунгом «федерализация», пророссийские сепаратисты сражаются за независимость от Украины.

В статье портала «Glavcom» отчётливо написано, что целью демонстрантов является не полное отделение, а основание Сибирской республики в составе Российской Федерации.

BBC тоже получила почту от Роскомнадзора

Русские органы власти не только запретили демонстрацию под лозунгом «За федерализацию Сибири», которая должна пройти в середине августа в Новосибирке, а и заблокировали все страницы в интернете, которые что-либо о ней писали. Среди заблокированных — страница группы в соцсети «Vkontakte». Роскомнадзор пригрозил запретить доступ к русскоязычной странице BBC за публикацию одного лишь интервью с организатором упомянутой демонстрации. Впрочем, благодаря некоторым внесенным изменениям, BBC смогла воспрепятствовать блокаде собственной страницы.

Роскомандор не оставил без внимания и страницу «Glavcom» — он вышел против неё на тропу войны. На запрос Роскомнадзора крупный хостинговый провайдер Hetzner отреагировал быстро и попросил «Glavcom» удалить статью. В противном случае провайдер пригрозил удалить с сервера всю страницу. «Glavcom» входит в десятку самых популярных украинских интернет-страниц новостей; он расположен на немецких серверах компании «Hetzner».

Чётко сформулированное желание цензуры, адресованное немецкому хостеру

Четвертого августа, после того как Роскомнадзор выслал предупредительные письма компании «Hetzner», уполномоченная сотрудница компании впервые потребовала у руководителя портала «Glavcom» Шлинчака удалить текст статьи. При этом «Hetzner» ссылается не на жалобы российской стороны, а на свои условия заключения сделки. В них сказано: «Клиент обязуется не опубликовывать материалы, которые могут нарушить права третьего лица или нарушают какие-либо иные права». Этот запрет распространяется на «эротические, порнографические, экстремистские или нарушающие мораль материалы». О журналистике речь не идет.

Неясно, вникал ли кто-то из штата компании «Hetzner» в содержание материала. Ясно только то, что отдел по злоупотреблению начал работу против «Glavcom» после того как Роскомнадзор отправил жалобу. Компания «Hetzner» не желает комментировать этот случай и вместо этого ссылается на стандардные механизмы работы при получении заявок о злоупотреблении.

Во времена работы правительства президента Януковича, главный редактор портала Виктор Шлинчак перенёс страницу на немецкий сервер. Страница часто поддавалась DDoS-атакам «за статьи, которые критически разбирались с членами правительства Януковича», — как сообщил Шлинчак редакции SPIEGEL ONLINE. Сам Шлинчак глубоко разочарован тем, что немецкий хостер так просто сдался перед давлением российских служб. Зато нашлись люди разных национальностей, которые поддержали Шлинчака: «Это возмутительно, что Роскомнадзор чётко формулирует переходящие межнациональные границы требования цензуры и обращается к немецкому хостингу», — цитата представителя правления организации «Репортёры без границ» Астрид Фролофф.

Сама страница «Glavcom» еще доступна из России, но якобы противозаконный текст уже заблокирован, хотя статья еще находится в сети. Другой причиной действий России против портала «Glavcom» является то, что страница, как и, впрочем, другие многочисленные украинские порталы, публикует свои материалы на русском языке. Также как и большинство остальных украинских страниц, «Glavcom» преследует курс, настроенный против Кремля.

В прошлый вторник Hetzner заново выдвинуло Шлинчаку требование удалить ссылку на статью в течение 24-х часов. В противном случае, оно угрожает «server suspension», то есть отключением виртуального веб-сервера. В конце письма сформулировано предупреждение: «This is the final deadline» (это последний срок).

Пока что «Glavcom» ещё доступен в сети. Но IT-специалисты Шлинчака уже на всякий случай заняты миграцией страницы на украинские серверы.

Автор: Мориц Гатманн, www.spiegel.de.